Опросник «Шестнадцать личностных факторов»Материалы / Психодиагностика конспект лекций / Типы тестирования / Опросник «Шестнадцать личностных факторов»Страница 2
1) буквенного индекса фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере;
2) технического и бытового названия;
3) списка наиболее значимых характеристик в L-данных;
4) интерпретации фактора. Например, фактор С, выделенный на основе L– и Q-данных (по В. М. Мельникову
и Л. Т. Ямпольскому
, 1985, с сокращениями), (табл. 4). Таблица 4Интерпретация фактора С по Р. КэттеллуОкончание таблицы 4Интерпретация фактора С по Р. Кэттеллу
Некоторые вопросы по фактору С.
1. У меня всегда хватает сил, чтобы справиться с трудностями.
2. Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здоровья.
Этот фактор характеризует способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Высокие оценки обнаруживаются у лиц эмоционально зрелых, уверенных в себе, не поддающихся случайным колебаниям настроения. Низкие оценки бывают у людей, которые не способны контролировать эмоции и импульсивные влечения и выразить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности (табл. 5). Таблица 5Полный перечень факторов, измеряемых опросником «Шестнадцать личностных факторов»Окончание таблицы 5Полный перечень факторов, измеряемых опросником «Шестнадцать личностных факторов»
Рассмотренные выше факторы – первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно извлекал вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.
Наиболее важными из них являются «эксвия – инвия» и «тревожность – приспособленность» (см. личностные опросники Айзенка). Эти факторы описываются следующим образом (табл. 6). Таблица 6Описание вторичных факторов по Р. Кэттелу
Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако практического значения результаты не имеют.
Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые точки. Прежде всего это выраженный эмпиризм
, пренебрежение какими-либо исходными теоретическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функциональных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреляций – меры степени линейной зависимости между переменными. Не удалось верифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-данных, и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, якобы характеризующих один и тот же фактор, но полученных из разных источников (L– и Q-данные). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является.
Коэффициент надежности шкал-факторов опросником «Шестнадцать личностных факторов», определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71-0,91. Коэффициент ретестовой надежности через двухнедельный промежуток – 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опросника.
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника «Шестнадцать личностных факторов» (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные – по 105 заданий – и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособленных и других лиц). Б. Брианом
Смотрите также
Как организовать натуральное питание в семье
Пища, которая продлит жизнь и даст возможность быть здоровым, жизнеспособным,
творческим человеком до глубокой старости. ...
Профессионально-этические принципы в психодиагностике
Так же, как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование
может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая
практика широко и и ...
Начало
Многие из нас задаются вопросом о своем происхождении, внутриутробном развитии,
о том, какими мы появляемся на свет. Говорят, мы приходим в этот мир ни с чем. Однако
это лишь начало истории.
...