Типы критериев валидности
В научных исследованиях преобладают специальные лабораторные критерии. Например, конструируется компактный тест-опросник на тревожность. А в качестве критерия валидности для него используется специальный трудоемкий объективный лабораторный эксперимент, в котором воспроизводится реальная ситуация тревожности (испытуемым-добровольцам угрожают за ошибочные действия ударами тока и т. п.).
На практике очень часто в качестве критерия валидности используются прагматические критерии – показатели эффективности той деятельности, ради прогнозирования которой предпринимается тестирование.
Очень часто в качестве критерия валидности используется экспертная оценка. Например, мы хотим убедиться, что короткий тест на измерение уровня дисциплинированности валиден. Для этого проводится опрос учителей об уровне дисциплинированности хорошо известных им учеников. После этого сравниваются результаты теста и экспертный рейтинг учеников по дисциплинированности.
Остановимся подробнее на этом последнем примере. Здесь мы имеем один из самых простых и популярных методов эмпирического (статистического) измерения валидности. Это метод известных групп. К участию в психометрическом эксперименте по проверке валидности теста приглашаются испытуемые, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся. В случае с тестом дисциплинированности подбираются ученики, заведомо дисциплинированные по данным экспертной оценки учителей (высокая группа по критерию) и заведомо недисциплинированные (низкая группа по критерию). Ученики со средними показателями по критерию в тестировании не участвуют.
После проведения теста производится расчет, например, простейшей корреляции между тестом и критерием (табл. 1). Таблица 1Расчет простейшей корреляции между тестом и критерием
Элемент «a» в этой таблице – это число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту и по критерию, элемент «b» – число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту, но в низкую группу по критерию и т. д.
Очевидно, что при полной валидности теста элементы «b» и «с» таблицы должны быть равны нулю, т. е. тест не должен давать ошибок (говорить о том, что ученик низкодисциплинированный, когда учителя говорят о том, что ученик высокодисциплинированный – случай «с»).
Смотрите также
Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие
системы
Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та
истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится
гибельным для планеты, ее биосфер ...
Медицинская экологическая программа Кубанского экологического союза
МП «Экополис» организуется с целью осуществления:
1. Экологического лечения заболеваний.
2. Недопущения заболеваний на основе единой экологической стратегии охраны здоровья
населения, которая закл ...
Нормирование труда
Предприятиям, независимо от форм собственности, предоставлены права самостоятельного решения вопросов по организации, нормированию и оплате труда. За счет результатов своего труда предприятия должны ...