Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка
измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежностиМатериалы / Психодиагностика конспект лекций / Надежность психодиагностических методик / Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка
измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежностиСтраница 1
Надежность
– одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов
. К числу таких факторов относятся:
1) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (времени суток, освещенности, температуры в помещении, наличия посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.);
2) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость наступления утомления и т. п.);
3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).
Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как стандартная ошибка измерения (Se)
. Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.
Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R) согласно общепринятой психометрической теории связаны следующей формулой: R = 1 – Se 2 / Sx 2, (1),
где Sx – дисперсия тестовых показателей Х.
Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный их них – метод перетестирования («тест-ретест») или метод измерения ретестовой надежности
. На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, 2 недели, что гарантирует забывание вопросов теста.
Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции
:
где Sx, Sy – стандартные отклонения X и Y, t;
Cov (X, Y ) – ковариация двух переменных X и Y.
Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест – ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1): Se = Sx × V1 – R . (3)
Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест – ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой: Se = 10 × V1-0,5 ~ 7.1.
Оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И, если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем средний испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.
Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью и его нельзя использовать как измерительный инструмент.
Показатель надежности R, который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8–0,9.
Метод измерения ретестовой надежности пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамические установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы расщепления теста на отдельные пункты.
Смотрите также
Уши
...
КРАПЛЕНЫЕ КАРТЫ ВИЧ-ДИАГНОСТИКИ
Мнение по поводу. «Выделение любого вируса — чрезвычайно сложный процесс, на
который влияет множество факторов. Если вы у тысячи больных дизентерией возьмете
анализы, это не значит, что у всех вы ...
С вами такое бывало?
Случалось ли так, что у вас появлялся вопрос относительно человеческого тела,
но вы боялись его задавать? Или не знали, кого об этом можно спросить? Допустим,
вам хочется узнать, почему люди зеваю ...